Персональный сайт педагога-психолога Кирсановой Елены Станиславовны.



Баннеры


Эмоции в жизни ребёнка. (групповая консультация для родителей)

23 января 2015

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуа­ции. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять опреде­ленные действия, чтобы избежать опасности. Ребенок грустен или раз­гневан — значит, у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым — значит, в его мире все хорошо. Эмоции ребенка — это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.

Дети 3—5 лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоцио­нальное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, т. е. ребенок-дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.

Детские эмоции влияют и на буду­щее поведение человека. Например, мальчик начинает испытывать непри­язнь ко всем женщинам только потому, что его воспитала жестокая, нечувствительная к его переживаниям мать. Эмоции способствуют также социальному и нравственному разви­тию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитате­лей вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Так, если с точки зрения норм данного общества или сообщества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытыва­ет эмоциональный дискомфорт. Кроме того, эмоции являются источ­ником радости и страдания, а жизнь без эмоций — как положительных, отрицательных   —   пресна   и бесцветна.

Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций — радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. Исследования показали, что каждая эмоция имеет свое мимическое выражение, однако одни распознаются легче, другие — труднее. Так, например радость легче узнается по выражению лица, чем гнев и страх. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого    человека    —    важный фактор в формировании отношений с людьми. Эта способность, укрепляясь на протяжении детства,  приводит в дальнейшем   к   адекватному   восприятию другого человека.

В младшем и среднем дошкольном возрасте   дети   очень   эмоциональны. Эмоции   у   них   выражаются    более бурно и непосредственно по сравнению   со    взрослыми,    придавая    их ни особую выразительность. Одна причин   возникновения   тех  или к   переживаний   ребенка   —   его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное   благополучие,   чувство   уверенности,   защищенности.   Обычно   в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.

 

Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают  человека   к  деятельности, влияют на накопление и актуализацию его  опыта.

При изучении эмоциональных явлений психологи разделяют их в зависимости от того, какое место занимают они в регуляции поведения и деятельности.   К   первой   группе   относятся настроения —  более  или менее длительные эмоциональные состояния, об­язующие   исходный   фон   жизнедеятельности.    Ко    второй    —    чувства: устойчивые эмоциональные отношения к определенному человеку или предме­ту. К третьей — собственно эмоции, реализующие психическое отражение и состояние   организма.   Так,   ребенок старшего дошкольного возраста, ощу­щая   потребность   в   положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признание  окружаю­щих   ребенка   преобладает   радостное настроение.    Если   же    со    стороны близких  людей   ребенок  не   находит отклика, то настроение у него портит­ся,    он    становится    раздраженным, печальным или назойливым, с часты­ми вспышками гнева или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена. И тогда можно говорить об эмоциональ­ном    неблагополучии    ребенка,    под которым   понимается   отрицательное эмоциональное самочувствие. Эмоци­ональное неблагополучие может воз­никать в разных ситуациях, например при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности,  особенно в спортивных и других соревнованиях, на занятиях или в ситуациях жесткой регламентации жизни в детском саду.

Наиболее острые и устойчивые отри­цательные эмоции ребенок испытывает при   негативном   отношении   к   нему окружающих людей, особенно воспита­теля и сверстников.  На занятиях по развитию речи  Вова стремился пра­вильно ответить на вопрос воспитате­ля,  назвать предметы из стекла.  Он назвал бутылку, что вызвало смуще­ние   воспитателя,   и   он   не   отметил правильный   ответ   Вовы,   Затем   он назвал    чашку,    которая    уже    была названа Катей. Воспитатель это под­черкнул.  Когда же  Вова сказал, что тарелка  тоже   стеклянная,   его   ответ был назван неправильным. На следу­ющем    занятии    Вова    не    старался ответить быстрее всех, не тянул руку, был   молчалив   и   печален.   На   этом примере   можно   проследить,    каким образом действия воспитателя приве­ли   к   негативному   эмоциональному ребенка. Во-первых, Вова не получил положительного подкрепления своей познавательной актив­ности и ощутил неудачу своей дея­тельности, а во-вторых, не нашел понимания в общении с воспитате­лем. Кроме того, мог понизиться и его социальный статус в группе, поскольку ситуация происходила на глазах у сверстников. Другой случай. На прогулке Виталик замахнулся на Колю лопаткой, хотя никаких видимых причин для этого не было. При наблюдении за поведением этого ребенка в свобод­ной игре выявилось, что другие дети не хотят с ним играть, избегают его, хотя он пытался вовлечь в игру то одного ребенка, то другого. В ситуации наблюдения один воспита­тель читал группе детей книгу, другой организовал игру в кубики. Некоторые дети играли самостоятельно. Именно с ними и пытался установить контакт Виталик. Оказа­лось, что он новичок и еще не адаптировался к новым условиям. Однако воспитатели не обратили внимание на то, что у ребенка не складываются отношения со сверст-­ никами, он становится изгоем. Они не попытались помочь ему войти в группу сверстников.

Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими, выступают в виде различных пережи­ваний: разочарования, обиды, гнева или страха. Они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях или ина­че—в особой избирательности дейст­вий, поступков, отношения к другим людям. Из двух приведенных приме­ров видно, что у Вовы эмоциональное неблагополучие проявляется в виде обиды, которое в дальнейшем может привести к застенчивости и замкну­тости, а у Виталика преобладают раздражительность и гнев, которые усиливают его агрессивность.

Реагировать   на   слова   и   поступки людей,  проявляя различные эмоции, ребенок   научается    в   общении   со взрослым.    В   младенчестве   впервые , возникает такое эмоциональное образование, как привязанность к близкому  человеку,   которая  в дальнейшем приводит к возникновению нравст­венных чувств. Ребенок приучается радоваться и печалиться вместе со взрослым в середине второго года жизни.

Большое влияние на эмоции и чувства детей оказывает игра. Игра представляет интерес для детей только тогда, когда она реализуется в эмоци­онально насыщенной форме.

Наблюдая определенные игровые си­туации, воспитатель может понять, какие эмоции испытывает ребенок и какое влияние могут иметь обнаружен­ные эмоциональные состояния на раз­витие его личности. В процессе наблюдения за детской игрой воспита­телям необходимо обращать внимание на следующее. Хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга? Как включаются в игровое обучение? Принимают ли чужую ини­циативу или сопротивляются ей? Кто всегда находится в центре игры, а кто молча наблюдает издали? Какие отно­шения преобладают в игре — доброже­лательные или конфликтные? Какие эмоции преобладают — положительные или отрицательные?

Положение ребенка в группе, харак­тер его взаимоотношений со сверс­тниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психичес­кое развитие в целом. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционально­го комфорта. Известные детские пси­хологи предлагают следующие типы детей в зависимости от их положения в группе сверстников.

  • «Предпочитаемые» дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние; за способность быстро реа­гировать в разных ситуациях и быть лояльным; за уверенность в себе; за способность не колеблясь брать на себя ответственность, не бояться риска и пр. Однако дети с особенно высокой популярностью могут стать лишне самоуверенными, «заразиться звездной болезнью».

«Пренебрегаемые,  изолированные» дети часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их снисходительность.  Их принимают в игру   на   роли,   которые   другие   не хотели  играть.   Они  обидчивы,   зачастую   восстают   против   навязанных условий жизни в группе,  становятся агрессивными    или    идут    по    пути беспрекословного подчинения лидеру, превращаются   в  его  тень  и,  таким образом, получают его защиту, купа­лся  в  отблесках его  славы.  Таким детям постоянно не хватает общения о  сверстниками. Чувства их остры: они могут испытывать привязанность к кому-то из группы или ненавидеть их пренебрежение к себе. «Пренебрегаемыми, изолированными» дети ста­новятся по разным причинам.  Один редко  ходит  в  детский  сад,   и  дети практически  мало  его  знают.  Другой только начал посещать данную груп­пу.  Третий  имеет  физические  недо­статки, например, толстый и неуклю­жий   не  может   на  равных  играть   в подвижные   игры   и   т.   п.   В   то   же время у детей свои критерии оценки членов коллектива, и они не всегда и не   во   всем   совпадают   с   мнением взрослых.   Таким   образом,    эмоцио­нальное   благополучие   детей   зависит не только от того, как их оценивают взрослые, но и от мнения сверстни­ков.

Оставить комментарий: